Обзор рынков безопасности СНГ

телохр

Для граждан постсоветского пространства 15 лет — это целая эпоха: появились новые государства, сменились социально-экономические модели, и даже само мышление населения  существенные изменилось. А к чему пришел рынок охранных услуг?

 

Попробуем проследить его путь от самых истоков. К рынку охранных услуг наши страны пришли одновременно. Первые охранные и детективные организации в странах СНГ возникли уже в 1989 году. Появившиеся капиталы необходимо было защищать, и нашлись люди, которые эту защиту могли обеспечить. Именно тогда возникла профессия «частного охранника» и «водителя-телохранителя».

В целом большинство постсоветских государств проходили одни и те же рыночные этапы, но результат оказался во многом различен.

Так прибалтийские страны, полностью перенявшие западную модель экономического развития, предельно сузили сферу «государственной» охраны, возложив ее функции на малочисленные специализированные подразделения полиции, а охрана коммерческих объектов, частной собственности полностью перешла в ведение негосударственных предприятий безопасности, многие из которых в настоящее время подчинены иностранному капиталу.

Государства — члены СНГ (Российская Федерация, Казахстан, Беларусь, Украина, Молдова и другие) — вступили на путь постепенной передачи в «частные руки» не только отдельных предприятий, но и целых отраслей экономики, оставив, однако, за государственными правоохранительными органами право на предоставление своих услуг на коммерческой основе.

По мере «капитализации» экономики происходит расширение частного сектора рынка охранных услуг, однако, в отличие от западноевропейских и прибалтийских государств, в странах СНГ по-прежнему сильным оставался сегмент «государственной» охраны.

Первоначальный этап становления и формирования охранного рынка можно назвать временем «вседозволенности и энтузиазма». В начале 90-х рынку не хватало специализированных знаний. Законодательство зияло большими пробелами, очень серьезной проблемой была материально-техническая база. Но тогда в сферу безопасности пришло немало настоящих профессионалов: бывших военнослужащих, работников правоохранительных органов и спецслужб. Открытие предприятий и служб безопасности (СБ) приобретало массовый характер. Детективы были, но их удельный вес был весьма невелик.

Были и негативные процессы. Так, в России несовершенство принятого в 1992 году Закона «О частной охранной и детективной деятельности» и недостаточный контроль над оборотом огнестрельного оружия привели к серьезной криминализации отрасли. Часто охранные агентства становились лишь ширмой для организованных преступных группировок, базой для их силовых подразделений с официально зарегистрированными полномочиями и арсеналом. И еще долго российские правоохранители и их коллеги из егосударственных охранных структур вынуждены были «чистить» ряды и выправлять сложившийся негативный имидж.

Иначе сложилась ситуация в Украине и Беларуси. Как утверждают специалисты, изначальный запрет на владение огнестрельным оружием и на его применение сделал охранные предприятия в этих странах непривлекательными для организованной преступности. Ведь преимуществ нет, а дополнительный государственный контроль обеспечен.

Однако это утверждение ставится под сомнение наглядным примером Молдовы и Казахстана, где населению разрешено владеть нарезным оружием. Оно доступно и охранным организациям, но криминализации отрасли не произошло.

 

Второй этап развития рынка для разных стран начался по-разному. Для России переломным стал дефолт 1998 года. После него рост охранных предприятий приостановился, и произошла переоценка рыночной тактики.

Именно дефолт позволил появиться наиболее крупным на сегодня охранным структурам и ассоциациям. Они стали успешно развиваться в ситуации, когда потребовалось проявить оперативную смекалку и нажать на имеющиеся административные рычаги. Именно их руководители и составляют нынешнюю «политическую элиту» частного охранного бизнеса, которая сейчас пытается противостоять усиливающемуся административному давлению на их интересы.

1996-1999 годы стали трудным периодом не только для российских «безопаснников». В Беларуси в июне 1998 года по инициативе Совета безопасности была проведена масштабная проверка деятельности ряда охранных фирм. И хотя она не выявила серьезных нарушений, начало следующего года ознаменовалось выходом президентского декрета №24 «О мерах по усовершенствованию охранной деятельности», согласно которому частным фирмам было запрещено осуществлять охрану не принадлежащих предприятию объектов и имущества физических лиц, которые не являются их штатными работниками. Иными словами, декрет запретил охранные услуги частных фирм и лиц как таковые, передав неограниченные права на рынке охранных услуг объединению «Охрана» при МВД Беларуси.

В Молдове же примерно с 1996 года наступает «эпоха застоя». Рынок достиг определенного уровня и перестал развиваться.

Стабильный спрос на охранные услуги при благоприятном климате, в том числе и со стороны МВД, привел к стагнации рынка. В результате личных амбиций и внутренних противоречий перестала полноценно функционировать Ассоциация негосударственных структур безопасности, ранее объединявшая практически все предприятия отрасли. Взаимодействие в этой сфере стало сводиться в основном к личному общению. Не было общей стратегии развития рынка, единых стандартов качества. Появлялось все большее количество небольших предприятий, которые при весьма низком уровне оказываемых услуг демпинговали цены и тем самым подрывали работу крупных охранных агентств. Субъекты рынка оказались не готовы к выходу на новый уровень.

Впоследствии, в 2003 году, в Молдове был принят новый закон «О частной детективной и охранной деятельности», который, хотя и упорядочивал эту сферу, но при этом ввел целый ряд ограничений, болезненно воспринятых рынком безопасности.

Экономика и рынок охранных услуг в Украине, в отличие от многих соседей, развивались поступательно, без резких взлетов и падений. Лишь отдельные политические и структурные реформы (сокращения, реорганизация, кадровые перестановки) повлекли за собой несколько случаев массового ухода сотрудников правоохранительных органов, пополнивших ряды негосударственных структур. И только отсутствие охранного законодательства и недоступность ряда спецсредств (куда включено и оружие) наложило свою специфику на развитие рынка.

В период после 1998 года в СНГ начинается интеллектуализация и «технологизация» сферы безопасности. Развивается частная централизованная охрана объектов с использованием технических средств, получает распространение метод организации охраны объектов с использованием мобильных групп задержания. Активно растет сектор информационно-аналитических и консалтинговых услуг.

Одновременно рынок начинает понимать, что такое количество охранных фирм просто не сможет существовать в новых условиях. Поглощение, объединение, консолидация — таковы современные веяния. Тенденция к активному ограничению роста количества участников налицо.

Современный этап хотелось бы с долей оптимизма назвать началом эпохи профессионального роста. Количество субъектов рынка постепенно сокращается, в первую очередь, за счет нежизнеспособных структур. Динамично развивается рынок технических систем безопасности. Все чаще встают вопросы о дальнейшем развитии рынка, объединении усилий и повышении его профессионализма, очень актуальным является вопрос подготовки кадров для негосударственной безопасности, взаимодействие с коллегами из других стран и мн. др. Все эти нелегкие вопросы предстоит разрешить в ближайшее время.

В период после 1998 года в СНГ начинается интеллектуализация и «технологизация» сферы безопасности. Развивается частная централизованная охрана объектов с использованием технических средств, получает распространение метод организации охраны объектов с использованием мобильных групп задержания. Активно растет сектор информационно-аналитических и консалтинговых услуг.

Одновременно рынок начинает понимать, что такое количество охранных фирм просто не сможет существовать в новых условиях. Поглощение, объединение, консолидация — таковы современные веяния. Тенденция к активному ограничению роста количества участников налицо.

Современный этап хотелось бы с долей оптимизма назвать началом эпохи профессионального роста. Количество субъектов рынка постепенно сокращается, в первую очередь, за счет нежизнеспособных структур. Динамично развивается рынок технических систем безопасности. Все чаще встают вопросы о дальнейшем развитии рынка, объединении усилий и повышении его профессионализма, очень актуальным является вопрос подготовки кадров для негосударственной безопасности, взаимодействие с коллегами из других стран и мн. др. Все эти нелегкие вопросы предстоит разрешить в ближайшее время.

В чем же состоит особенность национальных рынков безопасности в рамках СНГ? Если говорить в целом, то у стран СНГ есть одно неоспоримое преимущество — человеческий потенциал. В странах бывшего Советского Союза осталось огромное количество профессионалов, обладающих уникальными знаниями и опытом. Многие сотрудники правоохранительных органов, армии и спецслужб пришли в негосударственную безопасность, где нашли себе успешное применение.

Кроме того, в наших странах великолепные технические специалисты, работающие ранее на военно-промышленный комплекс. В плане технических разработок самые сильные страны — Россия и Украина. Их продукция не только не уступает зарубежным образцам, но зачастую намного их превосходит, выгодно отличаясь при этом по цене.

Экономика в большинстве стран СНГ развивается достаточно поступательно и стабильно. Благосостояние народа пусть не везде, но увеличивается. Это дает основания утверждать, что сфера охранных услуг имеет самодостаточные перспективы для роста, зависящие только от экономических показателей. Ведь сами охранные предприятия ничего не производят. Пока экономика обеспечивает их заказами — они развиваются.

Двигатель прогресса — экономика. Есть развитие ВВП — есть работа для ЧОПов (частных охранных предприятий). Российский рынок огромен. И это его главное отличие. Еще одна наша особенность — крупные ЧОПы могут развивать собственные направления на стыке охранных технологий. Например, охранные сигнализации различного назначения. Индустрия охранных средств в России развивается как количественно, так и качественно. Достаточно рентабельным является бизнес по консалтингу.

Объединение интересов и контроль над деятельностью структур безопасности в таких условиях осуществлять намного проще. Рынок более «прозрачен», проще бороться с недобросовестной конкуренцией. И хотя у маленького рынка есть серьезный недостаток — относительно небольшой объем, но это приводит к более жесткой конкуренции и как следствие к повышению качества товаров и услуг.

Еще одним преимуществом, пожалуй, является относительно невысокий уровень организованной преступности. Это создает хорошие предпосылки для развития бизнеса в стране и рождает стабильно растущий спрос на товары и услуги в области безопасности.

Какие изменения необходимы на охранном рынке в отдельных странах и в масштабах всего СНГ? Реформы в первую очередь должны исходить изнутри рынка. Пора кончать с разобщенностью. Необходима единая эффективная структура, которая бы защищала и продвигала интересы субъектов рынка на всех уровнях. Надо всерьез заняться вопросами подготовки кадров для сферы негосударственной безопасности. Наладить обмен опытом и знаниями как внутри стран, так и с коллегами на международном уровне. Рынку жизненно необходимы профессиональные мероприятия: форумы, конференции, круглые столы и семинары по актуальным темам практического назначения.

Недостает специальных отраслевых изданий и литературы, что сказывается на уровне подготовки. Нужно также более тесно взаимодействовать с правоохранительными структурами, чтобы избавиться от «синдрома конкурента».

Необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу. Об этом говорят даже в России, где профильный закон работает уже 14 лет. Но в сфере законодательства любой страны еще много недостатков.

This entry was posted in Обзоры и аналитика and tagged , , , , , . Bookmark the permalink.
  • Реклама на сайте